Восприятия развитие

Восприятия развитие
(синонимы: сенсорное развитие, перцептивное развитие) — одно из направлений умственного развития ребенка: формирование новых, ранее не существовавших у него, а также совершенствование имевшихся ранее перцептивных процессов. Процессы В. проходят сложный путь развития, особенно в первые годы жизни ребенка. Усложняется и совершенствуется операциональная сторона перцептивных процессов — способы ознакомления с окружающим становятся более адекватными задачам, стоящим перед ребенком. Этому соответствует развитие продуктивной стороны В.: образы В., формирующиеся у ребенка, становятся более ортоскопичными, адекватными отражаемой действительности. Развивается и мотивационная сфера — процессы В. приобретают черты целенаправленности, преднамеренности и произвольности. Процессы В. развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности. Особенности деятельности ребенка предъявляют требования к сенсорным процессам и стимулируют или тормозят их развитие. Онтогенез процессов В. показывает, что вначале они включены во внешнюю практическую деятельность ребенка и являются как бы сопутствующим ей результатом. По мере усложнения деятельности и требований, которые она предъявляет к предметному отражению ситуации, происходит выделение собственно восприятия (перцептивных действий), как самостоятельного процесса, направленного на создание чувственного образа. Генетическая связь перцептивных действий с практическими действиями проявляется в их развернутом внешнедвигательном характере: в движении рук, ощупывающих предмет, в движении глаз, прослеживающих видимый контур, в движении гортани, воспроизводящем слышимые звуки. С возрастом ребенка движения совершенствуются и все больше соответствуют отражаемым свойствам предмета. Например, при зрительном восприятии формы предмета глаз ребенка 3—4 лет проделывает движения внутри контура фигуры, а у детей 6—7 лет — уже по ее контуру. Дальнейшее развитие перцептивной деятельности ребенка сопровождается значительным сокращением моторного компонента перцептивных действий. Процесс В. внешне приобретает форму одномоментного акта «усмотрения». Совершенствование перцептивных действий сопровождается возрастающей точностью В. у детей. В рамках дошкольного возраста отмечается снижение порогов зрительной, слуховой, кожно-двигательной чувствительности. Возрастает острота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков, формы и величины, развивается фонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активного осязания. Наибольшее значение для В. р. у дошкольника имеют продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование,лепка и др. Согласно концепции А.В. Запорожца, решающую роль в В. р. играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов — образцов внешних свойств объектов (формы, цвета, высоты звука и т.п.). Овладение сенсорными эталонами проходит ряд этапов и завершается только в младшем школьном возрасте. Так, поданным Л.А. Венгера, в раннем возрасте В. опосредовано «двигательными предэталонами». Напр., воспринимая удаленность предмета, ребенок соотносит ее с длиной своей руки («достану — не достану»), воспринимая форму и величину — с положением пальцев, соответствующим захватыванию предмета (для захвата шара — одно положение, для захвата плоского предмета — другое и т.п.). На протяжении дошкольного возраста ребенок овладевает «предметными предэталонами» (по цвету предмет воспринимается им «как трава» или «как помидор», по форме — «как домик» или «как мяч» и т.п.), а затем и абстрактными сенсорными эталонами цвета («красный», «зеленый», «желтый» и т.д.), формы («круглый», «квадратный» и т.п.) и др. внешних свойств. В конце дошкольного — начале младшего школьного возраста эталоны начинают образовывать системы (ребенок знакомится с последовательностью цветов спектра, системой геометрических форм и т.п.). Условия учебной деятельности стимулируют развитие у детей такой сложной деятельности как наблюдение. В ее контексте В. становится целенаправленным и произвольным. Б.М. Величковский

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Восприятия развитие" в других словарях:

  • развитие восприятия —      качественное видоизменение процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта его процесс и результат. Характерно, что самые существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом… …   Большая психологическая энциклопедия

  • развитие восприятия в онтогенезе — Этимология. Происходит от греч. оntоs сущее + genesis происхождение. Категория. Процесс структурных изменений процессов восприятия по мере индивидуального развития. Специфика. Практические действия по преобразованию предметов окружающей среды… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Развитие Восприятия — процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в пе …   Психологический словарь

  • развитие психическое: отклонение — неадекватное формирование психологического опыта, вызванное нарушениями сенсорными (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение, и пр.) или поражениями системы нервной центральной (отсталость умственная, задержки развития психического, нарушения… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Развитие Интеллекта По Ж.&Nbsp;Пиаже — Развитие интеллекта по Ж. Пиаже в этой концепции предполагается, что взаимодействие субъекта и среды может осуществляться в принципиально различных формах: 1. В форме инстинктивного поведения , которое обусловлено анатомо физиологической… …   Психологический словарь

  • развитие когнитивное — процесс формирования и развития сферы когнитивной, в частности восприятия, внимания, воображения, памяти, речи, мышления. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • развитие интеллекта по Пиаже — Этимология. Происходит от лат. intellectus ум. Категория. Элемент теории интеллекта Ж.Пиаже. Специфика. В этой концепции предполагается, что взаимодействие субъекта и среды может осуществляться в принципиально различных формах: • в форме… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Развитие эго (ego development) — Разные авторы употребляют термин «Р. э.» по разному. Большинство психоаналитиков используют его в одной из трех областей: а) при описании периода формирования чувства собственного Я, или эго, в первые 2 3 года жизни; б) при описании развития всех …   Психологическая энциклопедия

  • Развитие критического мышления через чтение и письмо — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… …   Википедия

  • Развитие формы кузова легкового автомобиля — Основная статья: Автомобильный дизайн Форма автомобиля зависит от конструкции и компоновки, от применяемых материалов и технологии изготовления кузова. В свою очередь, возникновение новой формы заставляет искать новые технологические приёмы и… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»